Bog'lanish

Telefon
(+998 66) 233-13-59

Elektron manzil
samarqand@adliya.uz

Habarni yuborish
Ishonch telefoni 1008

Янгиликлар

22

Актуальная правовая информация о свободных экономических зонах Республики Узбекистан


  Как показывает мировая практика, свободные экономические зоны (далее – СЭЗ) являются отличным инструментом для совершенствования экономики отдельных регионов и государства в целом. Создание СЭЗ позволяет насытить внутренний рынок высококачественной продукцией, создать новые рабочие места, внедрить инновации в отечественное производство, увеличить валютные поступления, расширить экспорт страны.
  Одним из приоритетных направлений Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УП–4947, является развитие и либерализации экономики, которой предусмотрено создание новых и повышение эффективности действующих свободных экономических зон, технопарков, малых промышленных зон.
  Деятельность СЭЗ регулируется Законом «О свободных экономических зонах». В соответствии с данным Законом, СЭЗ понимается как специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны.
  Создание и развитие свободных экономических зон в Узбекистане является довольно приоритетным событием, особенно в свете принимаемых в последние годы правительством республики мер по улучшению деловой среды и инвестиционного климата в стране.
  В Узбекистане первая СЭЗ была создана в 2008 году, на сегодняшний день их количество составляет 21 в 13 регионах страны. Стоит отметить,
что более динамичное развитие СЭЗ получили начиная с 2017 года.
  К примеру, Указом Президента Республики Узбекистан от 12 января 2017 года № УП–4931 были созданы сразу 4 СЭЗ: «Ургут», «Гиждуван», «Коканд»
и «Хазарасп», в то время, как в период с 2008 по 2017 были созданы всего 3 СЭЗ: «Навои», СЭЗ «Ангрен», СЭЗ «Джизак».
  Свободными экономическими зонами в промышленной отрасли являются СЭЗ «Навои», «Ангрен», «Джизак», «Ургут», «Гиждуван», «Коканд», «Хазарасп», «Сырдарья», «Наманган», «Термез».
  В фармацевтической отрасли действуют следующие зоны: СЭЗ «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Бойсун-фарм», «Сирдарё-фарм», «Косонсой-фарм», «Бустонлик-фарм», «Паркент-фарм» и «Андижан-фарм».
  Свободные экономические зоны «Балик ишлаб чикарувчи»и «Бухоро-агро» осуществляют свою деятельность в сельскохозяйственной отрасли.
Кроме того, на территории Республики Узбекистан действует свободная туристская зона «Чарвак».
  По данным единого портала свободных экономических зон и малых промышленных зон Республики Узбекистан www.sez.gov.uz/ru, по состоянию на 1 января 2019 года в Республике Узбекистан введены 159 инвестиционных проектов, на общую сумму 1045.9 млн. $ США.
  Правительством Республики Узбекистан, в целях создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в СЭЗ, предоставлены ряд льгот, которые установлены в Указе Президента Республики Узбекистан 26 октября 2016 г. № УП–4853 «О дополнительных мерах по активизации и расширению деятельности свободных экономических зон».
  Так, согласно Указу, участники свободных экономических зон освобождены от уплаты некоторых видов таможенных платежей, земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан. Указанные льготы предоставляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема внесенных инвестиций.
  Кроме того, 21 декабря 2018 года было принято постановление Президента Республики Узбекистан № УП–5600 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы координации и управления деятельностью свободных экономических зон», целью которого является кардинальное совершенствование деятельности СЭЗ.
В соответствии с данным документом, решение о предоставлении земельного участка для реализации инвестиционных проектов оформляется протоколом административных советов без принятия отдельного решения хокима о предоставлении земельного участка.
Условием размещения проектов на территории свободных экономических зон является достижение объема экспорта не менее 25% произведенной продукции по итогам второго финансового года начала деятельности в течение двух лет и не менее 50% в последующие годы.
Принятие административными советами решения о реализации проекта на территории свободных экономических зон осуществляется только при наличии положительного заключения ГУП «Центр комплексной экспертизы и импортных контрактов при Министерстве экономики и промышленности» по бизнес-планам или технико-экономическим обоснованиям реализуемых проектов.
Компетентными органами по СЭЗ определены Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство экономики и промышленности, и Кабинет Министров.
Стоит также отметить, что 6 февраля 2019 года № 92 было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении разрядов по оплате труда руководящих работников и специалистов свободных экономических и малых промышленных зон», который предусматривает надбавки, материальное стимулирование и премирование для руководящих работников и специалистов дирекций свободных экономических и малых промышленных зон.
  В случае если инвестор решит стать участником СЭЗ, то ему необходимо ознакомиться с Положением о порядке проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории свободных экономических зон и регистрации участников свободных экономических зон, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 16 января 2018 года № 29.
В соответствии с данным Положением, инвестору, изъявившему желание стать участником СЭЗ, необходимо представить в Дирекцию инвестиционную заявку и другие необходимые документы (может осуществляться в электронном виде). Дирекция рассматривает представленные инвестиционную заявку и прилагаемые к ней документы. Далее, инвестиционные заявки и документы, представленные инвестором, вносятся Дирекцией на рассмотрение соответствующего административного совета с приложением соответствующего заключения.
  Административный совет рассматривает инвестиционные заявки на своих заседаниях и принимает решение о:
–размещении инвестиционного проекта на территории СЭЗ или предоставлении субъекту предпринимательства статуса участника СЭЗ, выделении земельного участка или пустующего и бездействующего здания,
с указанием общей площади и места его расположения;
–необходимости доработки представленных документов, с указанием конкретных обоснованных замечаний и недостатков;
–нецелесообразности размещения инвестиционного проекта на территории СЭЗ.
  Далее, в случае, если стоимость инвестиционного проекта составляет свыше 5,0 млн.$, то решение Совета направляется на согласование Республиканского совета. Республиканский совет согласовывает решение с Министерством экономики и промышленности, Министерством инвестиций и внешней торговли, Государственным комитетом Республики Узбекистан по развитию туризма. Министерство экономики и промышленности обобщает заключения вышеуказанных государственных органов и подготавливает проект протокола Республиканского совета. Проект соглашения об инвестировании на государственном, английском и русском языках размещается на официальном веб-сайте Дирекции или представляется Дирекцией инвестору.
  Следующим этапом является государственная регистрация хозяйствующего субъекта в качестве юридического лица. Документы о государственной регистрации предоставляются Дирекции, которая потом осуществляет регистрацию хозяйствующего субъекта в качестве участника СЭЗ и выдает свидетельство участника СЭЗ.
Дирекция самостоятельно уведомляет органы государственной налоговой и таможенной служб и передает все необходимые документы для отвода земельного участка в установленном порядке участнику СЭЗ в государственное предприятие землеустройства и кадастра недвижимости соответствующей области.
  Общий срок для проведения отбора инвестиционных проектов для размещения на территории СЭЗ и регистрации участников СЭЗ составляет около месяца.
Подводя итоги стоит отметить, что в Узбекистане на данный момент принимается большое количество нормативно-правовых актов, которые последовательно решают проблемы эффективного функционирования СЭЗ,
а также задачи их перспективного развития. В данном кратком обзоре мы выделили лишь наиболее явные и глобальные, тем самым раскрыв в общих чертах картину функционирования СЭЗ в Узбекистане, которые не уступают по качеству СЭЗ в других странах.
  Стоит отметить, что при дальнейшей грамотной политике государства по отношению к СЭЗ, совершенствовании нормативно-правовой базы, гарантированной правовой защиты инвесторов, СЭЗ станет одним из локомотивов развития экономики Республики Узбекистана.
 

 Главный консультант отдела
  юстиции Нарпайского района
  Т. Шукуров